|
Копилочка
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ.
[
]
| 24.07.2009, 22:47 | от НАКС статья из программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой "Приобщение детей к
истокам русской народной культуры" С-П. "Детство-Пресс" 2000г.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ.
Наша предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день
начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в
поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили
хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца,
соревновались в силе и лов¬кости. В мае дружно встречали весну,
украшали березки, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день,
вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь
под утро, свистели в самодельные липовые дудочки. Осенью отмечали пору
«изобилия плодов земных», а зимой, в святочные дни, продолжавшиеся две
недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки.
Издавна непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие
актеры скоморохи. Их еще называли: «шуты», «глумцы», «смехотворцы».
Группой по пятнадцать-двадцать человек странствовали скоморохи из
города в город, из села в село. Одни играли на гуслях, домрах, сурнах
(трубах), били в ба¬рабаны, бубны, другие плясали, третьи
демонстрировали ученых медведей.
Были среди них и кукольники. Задолго до появления специальных ширм, эти
кукольники-одиночки помещали себе на голову доску, по которой двигались
куклы. При этом лицо кукольники закрывали тканью, которую обматывали,
подобно юбке, вокруг пояса, а затем поднимали вверх. Группа скоморохов
обязательно включала жонгле¬ров и особых шутников-потешников, умевших
складно говорить вся¬кие шутки-прибаутки.
Большим успехом также пользовались бродячие актеры — ли¬цедеи. Надев на
лица (откуда и название) смешные, страшные или уродливые маски, лицедеи
разыгрывали немудреные сюжеты и сценки.
Пасха
После распространения на Руси христианской веры многие язы¬ческие
обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все
«официальные» праздники разделялись на великие, средние и малые. Одни
отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие — ежегодно, но в разные
числа месяца. Таким великим праздником, выпадающим на разные дни,
начиная с 22 марта по 25 апреля, была на Руси Пасха.
Слово пасха — еврейское и обозначает «исход», «избавление»,
«освобождение». Пасха считалась «праздником праздников» и всегда :
отмечалась торжественно и весело.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
К. Майков
В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только малые дети
да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики.
Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут
священники и начнется крестный ход — обход церкви с крестом, иконами и
хоругвями (вертикально сви¬сающие полотнища с изображением Христа и
святых, укрепленные на длинных древках). Во время пасхальной службы
всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие
слова: «Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом.
Прилежные и ленивые — пусть одинаково веселятся. Пусть никто о грехах
своих не плачет, потому что в этот день Бог дал людям свое прощение.
Пусть никто не боится смерти — всех освободила смерть Христа».
Существует такое предание:
Один монах в первую пасхальную ночь зашел в пещеру, где покоились
останки его сподвижников — монахов. Войдя в пещеру, он крикнул: «Отцы и
братие! Христос воскрес!» И вдруг по всей пещере эхом пронеслось
«Воистину воскрес!» С тех пор традицион¬ным стало пасхальное
приветствие: «Христос воскрес», на которое в ответ говорят: «Воистину
воскрес».
К особым пасхальным обрядам относится и благословение артоса
(по-гречески — «хлеб»). Раньше на этом хлебе обязательно изобра¬жался
крест или сцена воскресения Христа. Считается, что проис¬хождение этого
обычая таково:
На совместных трапезах со своими учениками Христос всегда произносил
слова: «Я с вами во все дни». После распятия Христа его место за столом
никто не занимал и около него оставляли хлеб. По окончании трапезы
говорили: «Христос воскрес». Когда ученики разошлись по странам для
проповеди учения Христа, каждый про¬должал хранить эту традицию. Так
этот обычай сохранился в веках, и теперь лежащий в храме хлеб (артос)
служит напоминанием о том, что здесь незримо присутствует Христос.
После торжествен¬ной проповеди (литургии) артос освящался, разламывался
и разда¬вался молящимся. И в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и
освящать куличи.
Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались
крашеными яйцами. Красное яйцо — символ Пасхи. По преданию, оно было
дано Марией Магдалиной римскому им¬ператору Тиберию перед началом своей
проповеди. Еще задолго до появления Христа яйцо у древних народов
символизировало Все¬ленную. У славянских народов Пасха связывалась
также с плодо¬родием земли. Освященному в церкви яйцу приписывались
маги¬ческие свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от
бо¬лезней, сбережение урожая от града. Перед Пасхой кончался Великий
пост, и после этого можно было есть скоромную (не постную) пишу, то
есть разговеться. Поэтому праздничный стол был уставлен куличами
(домашний артос), всевозможными кушань¬ями. Каждый, кто приходил в дом,
должен был быть накормлен, напоен, обогрет.
В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой
мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях
устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили
друг к другу в гости, и вся неделя проходила в ра¬достных встречах.
Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора,
хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, дерева и др. Такие яйца
изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В
кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.
Яиц надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр. Была, например, популярна такая игра:
Делалась горка, под ней ровная площадка, на которой расклады¬вались
разные мелкие игрушки. Каждый мог скатить по горке свое яичко, и, если
оно задевало какую-либо игрушку, ее получали в подарок. Любили
«чокаться» яичками: стукать любым концом своего яйца яйцо соперника.
Выигрывал тот, чье яйцо выдержало удар и не треснуло. Для того чтобы
яички на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в
специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные
зерна и ежедневно их поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась
нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яички очень красиво
смотрелись.
Во время Пасхи было также принято навещать могилы близких и класть на них красные яички.
А теперь сделаем небольшое отступление и расскажем о самых простых
способах окраски яиц в домашних условиях. Для этого можно использовать
небольшие лоскутки линяющей материи или цветную бумагу. В них
заворачивают яйцо, затем оборачивают сверху кусочком льняной ткани;
кладут яйцо в воду и, доведя до кипения, варят минут пятнадцать. Затем,
как обычно, заливают яйца холодной водой.
Для получения разных оттенков желто-коричневого цвета исполь¬зуют
шелуху лука. Раскрашивают яйца и акварельными красками. Для большей
красоты и блеска, после того как яйца обсохнут, их протирают тряпочкой,
смоченной в растительном масле.
Кроме крашеных яиц, куличей и пасхи на Руси к празднику пекли очень
вкусные булочки — «жаворонки». Для этого замешивали в теплой воде с
дрожжами муку, добавляли сахар, постное масло. Когда тесто поднималось,
его резали на полоски, каждую раскатывали, чтобы получился маленький
валик. Валики завертывались узлом, одному концу придавалась форма
головки с клювиком, а другой подрезался ?жом, чтобы получился птичий
хвостик. Вставляли две изюминки — глазки, затем булочка посыпалась
сахаром и ставилась печься.
Рождество. Новый год
Еще один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников —
Рождество Христово. Святые вечера начинаются с 25 декабря и
заканчиваются 6 января. Пожалуй, нет другого праздника, который
отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Дело в том, что
Святки совпадают с Новым годом — светлым праздником детворы, с
новогодней елкой, переодеваниями, ряжениями, гаданиями девушек,
плясками и всеобщим весельем. Вот что рассказывает о Рождестве
Христовом Библия: «В те дни вышло от Кесаря (Имеется в виду римский
император Август (63 до н. э. —14 и. э.).повеление сделать перепись по
всей земле. И пошли все записываться в свой город. Пошел и Иосиф со
своей Марией из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Вифлеем,
но там они не могли устроиться на ночлег и, увидя пещеру, которая во
время непогоды служила убежищем для пастухов, вошли в нее... И родила
Мария сына своего первенца, и спеленала его, и положила в ясли. В той
стране были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада
своего. Вдруг предстал им Ангел Господень и сказал им: „Не бойтесь, я
возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, что родился
Спаситель, который есть Христос, вы найдете Младенца, лежащего в
яслях". Пастухи пошли в Вифлеем, пришли и нашли Марию, и Иосифа, и
Младенца... И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за то, что
слышали и видели, как им сказано было».
Верующие люди готовились к встрече праздника Рождества Хрис¬това
строгим и долгим постом. В канун праздника, называемый Сочельником,
надо было совершенно отказаться от пищи до появ¬ления на небе первой
звезды, символизирующей ту «первую звезду», которая, по Библии, указала
путь мудрецам-звездочетам (волхвам) к новорожденному Иисусу.
Вот какой торжественный и важный христианский праздник со¬впадал со
встречей Нового года. Две недели православные ходили по домам и славили
Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам царь Петр I ездил с
певчими по домам бояр с поздрав¬лениями. На улицах жгли костры, чтобы
прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц и
дарили их друг другу. Незамужние девушки спешили узнать свою судьбу и
занимались гаданием — в эти дни оно считалось особенно верным. На чем
только не гадали: на зернах, на бобах, на ключах, на соломе, на хлебе,
зеркале и т.д. В древности гадание, то есть служение богине Гаде
(богиня счастья), было одним из главных языческих обрядов. Во времена
перехода к христианству гадание преследовалось. Однако став одним из
обычаев, гадание, как и другие обряды, сохранилось по многих местах и
до наших дней.
Главным героем новогодних праздников в наши дни является Дед Мороз. На
новогодних торжествах он начал появляться в конце прошлого века. У нас
это белобородый старик в усеян¬ной звездами или снежинками красной шубе
и красной шапке. На праздник он приходит со своей спутницей Снегурочкой
и мешком подарков.
А как выглядит Дед Мороз в других странах?
В Швеции это сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут
Юлтомтеннен. Считается, что на земле он появился триста милли¬онов лет
назад, прилетев на метеорите. Многие годы у него не было постоянного
местожительства. И вот недавно специально для него был построен
настоящий дом. Во время рождественских каникул сюда со всей Швеции
приезжают ребятишки. По этому адресу почтальоны приносят мешки детских
писем. Вместе с Юлтомтенне-ном появляется и карлик Юлниссар. Они вдвоем
и обходят дома, оставляя детям подарки.
Финский Дед Мороз длинноволос, носит красную шапку, за¬канчивающуюся
полутораметровым конусом, и красную куртку. Его окружают гномы в
накидках, отороченных белым мехом, и островерхих шапочках. А вот
подарки детям раздает не сам Дед Мороз, а — козел! Его зовут Иолупукки.
Он носит лох¬матую красную шубу и раздает подарки только тем детям,
которые их заслужили. Все шалости детей козел записывает
свою волшебную книгу.
Во Франции новогоднего Деда зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое и
почему-то очень боится холода. Видимо, поэтому он оставляет детям
подарки около каминов и печек.
Монгольский Дед одет в мохнатую шубу, лисью шапку и очень | похож на пастуха.
В Италии подарки детям раздает добрая волшебница — Баба Бефона. Делает
это она не в новогоднюю ночь, а 7 января, в начале Святок.
В Америке, Канаде, Нидерландах и некоторых других странах I Деда
называют Санта-Клаусом. Внешне он очень похож на нашего Деда Мороза,
только вместо шубы носит красную куртку. В Австралии Санта-Клаус очень
своеобразный. Так как Новый год там приходится на жаркое время года, то
на голове у Деда легкий колпак, рубашка опоясана ремнем, но штаны
заправлены в... валенки. Он приплывает на доске — такой, на которой
катаются по волнам. В Гвинее подарки раздает слон. Он шествует под
музыку и песни э улицам, а все участники новогоднего праздника
стараются к нему
прикоснуться, потому что он обладает такой силой, терпением и мудростью, что может ими поделиться.
А вот в Сирии подарками навьючен... верблюд.
В Турции считают, что первым нозогодним Дедушкой стал свя¬щенник
Николас, живший в начале новой эры в городе Демре. Говорят, что он
любил детей и часто делал им подарки. В этом городе теперь проводят
фестиваль (праздник), посвященный Дедушке Морозу.
В Японии в канун Нового года надо отбить колокольчиком сто восемь
ударов. С каждым ударом вы очищаетесь от пороков — злости, алчности,
глупости, легкомыслия, жадности и нерешительное- , та. Потом надо лечь
спать, а с рассветом встать и встречать Новый i год очищенным от грехов
и пороков. щ
В Индии и Вьетнаме считается, что в Новый год нельзя быть ' злым, раздражительным, иначе весь год сложится неудачно.
В Колумбии выносят из домов и сжигают все старые вещи, 4 а жители Бирмы
в новогоднюю ночь поливают друг друга водой. | Вода считается символом
чистоты, мудрости и обновления жизни. I
Новогодняя елка
Во многих странах Рождество и Новый год прочно связаны с традицией наряжать елку. Откуда берет свое начало этот обычай?
Не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, где I родился
Христос, радовались этому событию. Счастливее других I были три дерева.
Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это
были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдем, поклонимся
Младенцу и поднесем ему наши дары», — сказала пальма маслине. «Возьмите
и меня с собой», — попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты —
колючие иглы да липкую смолу?» — спросили ее пальма и маслина. Этот
разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной елке.
Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист ml своей
кроны. «Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день», — сказала
она. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся
пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но
Ангел сказал ей: «В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я
разукрашу тебя лучше твоих сестер».
Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали
скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И
когда Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не рос¬кошный
веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и
протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась
осветить своих подруг — пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты — доброе
деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а
маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».
Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали
скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И
когда Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не рос¬кошный
аеер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и
протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась
осветить своих подруг — пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты — доброе
деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а
маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».
Масленица.
В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста
называлась сырнаю. В это время можно было питаться рыбой, маслом,
молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масле¬ницей. Праздник
был веселым, удалым — одним из самых любимых в народе, о чем говорят и
поговорки:
Не житье, а Масленица.
Как коту Масленица.
В старину Масленица начиналась с понедельника. Открывала праздник
детвора: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелочные кос¬точки, бумажное
твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в
гости на широкий двор на горах по¬кататься, в блинах поваляться,
сердцем потешаться!» После этого ребята кричали: «Приехала Масленица!
Приехала!» И начиналось веселье.
Каждый день Масленицы носит свое название: понедельник — •-встреча»;
вторник — «заигрыш»; среда — «перелом», «лакомка»; четверг — «широкий»;
пятница — «тещины вечера»; суббота — «золовкины посиделки», «проводы»;
воскресенье — «прощеный день».
Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай
берет свое начало с языческих времен: с блинами, славяне отмечали
приход весны. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста,
а символом солнца красного, Женщины выходили к воде (колодцу, речке,
озеру, ручью) и просили месяц:
Месяц, месяц, золотые твои рожки.
Выглянь в окошко, подуй на опару.
Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах
России блины клали на слуховое окошко, считая, что души родственников
съедят их: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок».
Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах.
К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы,
так как съедалось их неимоверное ко¬личество. «Блик не клин, живота не
расколет»,— говорили в народе,
Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни — покататься на
горках, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены — просим
пожаловать!» Если почему-либо не могли пойти на блины к родным, то
вежливо говорили: «У нас состроены у самих горы и приглашены гости». На
таких встречах парни высмат¬ривали невест, ведь после Масленицы и
следовавшего за ней Вели¬кого поста наступал другой праздник — Красная
горка, традицион¬ное время свадеб.
В среду теща приглашала на блины зятя. В некоторых местностях в этот
день кто-либо наряжался медведем и представлял, «как теща для зятя
блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще спасибо
сказал».
С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день
назывался «широким», Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках,
катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни
строили ледяные крепости с воро¬тами, внутрь помещалась «стража». Потом
конные и пешие «ата¬ковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а
конные пытались ворваться через ворота, а стража крепости оборонялась
метлами и нагайками. После окончания «боя» победители и по¬бежденные
вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело,
которое олицетворяло собой зиму. В воскре¬сенье его сжигали, что в
точности воспроизводило древний язы¬ческий ритуал проводов зимы.
В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих
тещ и оказывать им всевозможные почести. В субботу, на «золовкины
посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных,
Проводы Масленицы сопровождались разными обрядами: и сжиганием
соломенного чучела, и катанием на разукрашенных лентами и песнями. В
этот день было принято просить прощения за :масленичный разгул и
излишества, за грехи перед родными и близ-— подготовиться к Великому
посту.
| Категория: Фольклор | Добавил: forummuzteacher
| Просмотров: 279 | Загрузок: 0
|
|